Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что ОНР – одно из наибо-лее часто встречающихся нарушений речи. ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формиро-вание всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Впервые термин ОНР был введён в 50–60 годах 20 века основополож-ником логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопе-дических групп детей при дошкольных и школьных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка. Подход к ОНР можно назвать педагоги-ческим, поскольку одной из его целей является формирование специализиро-ванных логопедических групп при дошкольных и школьных учреждениях. При этом объединяются дети, примерно соответствующие одному уровню (первому, второму или третьему) речевого развития для применения к ним сходных методов речевой коррекции. Однако клинически ОНР проявляется весьма разнообразно, потому наряду с педагогическим существует и меди-цинский подход к ОНР, при котором нарушения делятся уже не на уровни, а на так называемые группы в соответствии с неврологическими и психопатоло-гическими синдромами (5, с.132).
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, прак-тический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. При овладении в до-школьном возрасте словарным запасом, грамматическим строем языка и навыками правильного звукопроизношения ребенок в то же время практиче-ски начинает делать обобщения, относящиеся к звуковому и морфологиче-скому составу речи. На основе таких обобщений в дальнейшем и происходит усвоение грамоты и правописания. Однако не все дети одинаково овладевают речью. (6, с.38).Поэтому у некоторых детей к моменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождает-ся отставанием в развитии фонематических представлений. Как показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, в письме допускают специфические ошибки.
Задания контрольной работы
Тема: Принципы построения коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Задание: опишите систему коррекционной работы с детьми с ОНР 1, 2, 3 уровня согласно следующему плану:
• задачи коррекционной работы с детьми данного уровня речевого развития
• направления коррекционной работы с детьми данного уровня ре-чевого развития
• содержание работы с детьми данного уровня речевого развития.
ОНР 1 уровня
Задачи:
• развитие понимания речи
• формирование активного словаря
• формирование навыков употребления простого предложения
• формирование навыков употребления простого распространённо-го предложения
• формирование навыков составления небольшого рассказа
• формирование невербальной основы речи
• подготовка органов артикуляции к постановке звуков
Направления:
• развитие понимания речи;
• развитие самостоятельной речи на основе подражательной рече-вой деятельности;
• формирование двусоставного простого предложения на основе элементарных словообразований;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
Содержание работы
На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пас-сивный и
активный словарный запас детей. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диа-лог или небольшой рассказ. На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Логопед учит де-тей
распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также
ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно
усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовы-вать новые
слова. Так же, как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо вклю-чать в диалог
и рассказ описательного характера.
Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи. Связная речь —
это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недораз-витием речи
эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие
общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к
перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают собы-тия,
затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична,
бедна выразительностью оформления (2, с.17)..
ОНР 2 уровня
Задачи:
• дальнейшее расширение и уточнение имеющегося словаря
• совершенствовать произносительные умения
• развитие лексики и грамматики
• формирование связной речи
• формирование фразовой речи
Направления:
Основные логопедические направления работы — это развитие грамматики и обогащение лексики. Под грамматикой подразумевается умение изменять сло-ва по падежам, числам, родам, лицам, использовать предлоги, образовывать новые слова, а под лексикой — количество слов, которые знает и может про-изнести ребенок.
• улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной мане-ре, для лучшего звучания всех букв и звуков;
• необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с до-машними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
• сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
• такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
• отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
• улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.
Содержание работы
Для детей II уровня речевого развития характерно следующее: аграмма-тичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из обще-употребительных слов, в основном это существительные, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги дети не всегда употребляют. Произноше-ние многих слов искажено.
Работа на этом этапе, так же, как и на предыдущем, ведется по трем направлениям:
накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.
Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообра-зованием.
Обогащается словарь антонимами. С этой целью логопед может исполь-зовать короткие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Эти расска-зы логопед (воспитатель) может включать в любой этап работы. Вначале от де-тей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли сказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.
Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой
дошкольного воспитания. Следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экс-курсий.
Основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его граммати-ческим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система рече-вых упражнений, в основе которых
лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет. Птица летит.) к распространенному.
Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительно-го, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Траву дам козе. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение в форме ви-нительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.
Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однород-ными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформ-лению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.
Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка па-дежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: вижу маму; Вижу папу; творительный падеж орудий-ности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку ры-болову; родительный принадлежности — Книга брата.
После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усво-ению предложно-падежных конструкций.
Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются
детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.
Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией.
Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопроси-тельной интонации. После такой работы дети чувствуют себя увереннее, сло-варный запас у них к этому времени значительно обогащен, они правильно оформляют свою мысль. Речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На этом этапе большое значение имеет свое-временная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правиль-но построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.
На этом же этапе продолжается формирование диалогической речи. Ра-боту над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок)- Для закрепления повествовательной и во-просительной интонации можно дать детям заучивание небольших, понятных по содержанию диалогов. Задания по формированию диалогической речи можно включать в текущие занятия и в свободное от занятий время. Овладе-ние диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем (1, с.76)..
ОНР 3 уровня
Задачи:
• практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
• дальнейшее развитие связной речи;
• формирование полноценной фонетической стороны языка: совершен-ствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопро-изношения и слоговой структуры;
• развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
• овладение элементами грамоты.
Направления:
• развитие связной речи
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи
• закрепление правильного звукопроизношения.
Содержание работы
У детей Ш уровня речевого развития фразовая речь в целом сформиро-вана, остаются
лишь элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существи-тельных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, не-правильного согласования существительных и прилагательных с числительны-ми. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь.